Зачастую такую «грязную» работу по первичному обзвону выполняют не сами мошенники, а нанятые колл-центры или опросные фирмы. Они не нарушают закон напрямую, а лишь проверяют активность абонентов. Затем «оживленные» и проверенные базы данных перепродаются за большие деньги уже настоящим преступным группам.
В последние годы наблюдается активный рост числа мошеннических звонков, цель которых — получение личной информации граждан. После такой «телефонной разведки» мошенники переходят к отточенным схемам обмана, которые могут привести к реальным финансовым потерям.
Если вы заподозрили, что могли стать жертвой мошенничества, немедленно свяжитесь с вашим банком и сообщите о ситуации. Безопасность ваших финансов — это ваша ответственность, и лучше проявить бдительность заранее, чем потом сожалеть о потерях.
Звонок-прозвон — это первый крючок, который цепляет вас для будущих атак. Самый простой способ обезопасить себя — не поддаваться на провокацию и не подтверждать мошенникам, что ваш номер активен. На данные момент и государственные структуры, и все сотовые операторы принимают активные меры контроля и борьбы с нелегальным трафиком, в том числе и IP-телефонией. Помимо прочего, операторы связи блокируют и весь зарубежный телефонный трафик. Важно отметить, что если человек использует индивидуальные средства обхода блокировок, то вероятность нарваться на мошенников в мессенджерах гораздо выше.
Если говорить про предложение товаров и услуг, то как следует из ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О рекламе», распространение рекламы по телефону допускается только при условии предварительного согласия абонента на получение рекламы. Соответственно, если вы не давали такого согласия ни в какой форме, звонок с рекламным предложением считается нарушением закона.
Учитывая, что государственный надзор за соблюдением законодательства о рекламе в пределах своих полномочий осуществляет ФАС России, можно воспользоваться специальной формой, подготовленной ФАС России, и обратиться к оператору связи с жалобой на спам-звонки.
Если известен рекламораспространитель можно обратиться к нему с требованием о прекращении распространения рекламы (при этом он обязан немедленно это сделать). Кроме того, можно направить заявление о нарушении законодательства о рекламе непосредственно в антимонопольный орган, детально описав ситуацию и приложив подтверждающие документы и материалы.
За нарушение установленных требований к рекламе, распространяемой по телефону, предусмотрена административная ответственность по ч. 4.1 ст. 14.3 КоАП РФ с наложением штрафа на должностных лиц — от 20 000 до 100 000 рублей, а на юридических лиц — от 300 000 до 1 млн рублей.
Помимо этого, с 1 сентября 2025 года вступила в силу ст. 44.1-1 Федерального закона «О связи», согласно которой массовые и автоматические телефонные вызовы также должны осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента. Если они все же поступают, для отказа от получения таких вызовов можно направить оператору связи соответствующее заявление — оператор обязан со следующего дня прекратить массовые и автоматические вызовы.